Полезные ссылки

Rfhnbyrf
Rfhnbyrf
Rfhnbyrf
Rfhnbyrf
Rfhnbyrf
Rfhnbyrf
Rfhnbyrf
Rfhnbyrf
Rfhnbyrf

Методическая разработка : «Узлы»

Скачать презентацию
Узлы.pptx
Презентация Microsoft Power Point 2.6 MB

Автор:    зав. отделом МБОУ ДОД ДЮЦ «Турист»  Дягилева Лариса Анатольевна


1 . Цель занятия: - в рамках подготовки команды  к соревнованиям "Школа безопасности"
научить школьников  владением  приёмами завязывания узлов; подготовить   обучающихся  к участию в соревнованиях .

2 . Задачи занятия:
Образовательные:
-  познакомить с видами  узлов, применяемыми в туризме;
- научить вязать узлы и правильно применять их на практике;
-  дать представление об основах общей безопасности.

Развивающие:
- формирование навыков самостоятельной работы;
- развитие логического, аналитического мышления.
 - гармоничное развитие как физических, так и интеллектуальных качеств.

Воспитательные:
- воспитание  умения принимать самостоятельные решения в реальных условиях, настойчивость в достижении поставленной цели, решительность и смелость, сочетаемые с правильной оценкой конкретной обстановки, с учётом своих сил и возможностей, умением анализировать поступки свои и своих товарищей, быть критичным и самокритичным во всех поступках;

3. Возраст детей: 7-10 кл.

4. Место проведения:  теоретическое занятие- учебный кабинет; практическое занятие- лесополоса.

5. Форма проведения: теоретическое занятие с практической частью; практическая работа на местности.

6. Методы: словестный с  демонстрации наглядного материала, практическая работа воспитанников.

7. Перечень используемого оборудования и материалов:

круглые верёвки разного диаметра и цвета;  плоские ленты (стропы)- на каждого занимающегося по 2 шт., .


8. Методические рекомендации.

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЯ.
Время проведения теоретического  занятия- 2 часа.
Первый час.
Теория: ознакомление с видами узлов и их применением.
Практика: вязка узлов.

Занятие желательно проводить в группе не более 10 человек- это даёт возможность преподавателю работать не только с группой, но и индивидуально с каждым обучающимся.

ТРЕБОВАНИЯ К ОБОРУДОВАНИЮ.
 Необходимо, чтобы у каждого обучающегося был свой комплект верёвок разного диаметра и  комплект плоских  строп.  Желательно использовать верёвки разного цвета- это даёт возможность более наглядно увидеть рисунок узла.

ТРЕБОВАНИЯ К ПОДАЧЕ МАТЕРИАЛА.
На практике, знание узлов является очень важным т. к. неправильно или недостаточно быстро завязанный узел может привести к весьма трагичным последствиям.
В связи с тем, что зачастую приходится вязать узел очень быстро и в неудобных условиях (зависнув на перилах или страховке, в неудобной позе, на маленькой площадке на скалах, льду или в воде) человек должен уметь это делать автоматически, не задумываясь, пользуясь «моторной» памятью, поэтому вязке узлов следует уделить большое внимание и время.
Для того чтобы овладеть на уровне динамического стереотипа навыком завязывания узлов нужно использовать два параллельных пути:
1) Алгоритмический (т. е. поэтапное запоминание последовательности действий).
2) Зрительная память (запоминание рисунка правильно завязанного узла глазами, если сомневаешься в правильности рисунка лучше перевязать узел).
Первый путь достигается, в основном, за счёт правильного, красивого и медленного показа преподавателем (по «разделениям»). Второй путь осуществляется обращением внимания на рисунок узла, оформлением стенда с поэтапно завязанными узлами, рисунками, фотографиями, плакатами и т. д.
Важно осуществить принцип «от простого к сложному, от лёгкого к трудному, от известного к неизвестному».

 ХОД ЗАНЯТИЯ:
Узлы.
Сначала важно научиться вязать три основных узла: прямой; восьмёрка; контрольный. Преподаватель называет узел и его применение. У обучающихся  должна быть возможность записывать это или делать пометки в уже имеющихся записях (конспект лекции). После этого преподаватель красиво, медленно, поэтапно (по разделениям) завязывает узел, расправляет его и обращает внимание слушателей на его рисунок и особенности. Затем каждый обучающийся должен завязать узел хотя бы один раз и показать его преподавателю, после чего показывается следующий узел. В конце занятия обучающимся даётся домашнее задание: тренироваться вязать узлы на круглых верёвках везде где есть время. Необходимо добиться устойчивого завязывания каждого узла хотя бы за одну минуту (простые узлы за 30 секунд), как показывает практика, это вполне реально. Преподаватель, как возникает возможность, на любом занятии, выходе на местность, в транспорте и т. д. возвращается к узлам и следит за успехами обучающихся.
Заканчивается изучение темы «Узлы» зачётом (это может быть составной частью зачёта по технике безопасности), на котором обучающиеся вытягивают карточку с названием узла, завязывают его на время и сообщают его применение и особенности. Результаты зачёта обязательно анализируются, после чего проводится коррекция, т. е. плохо усвоенным узлам уделяется дополнительное внимание.

9. Литература:
    Абалаков В.М.; Основы альпинизма ; Физкультура и спорт 1950
    Антропов К.; Расторгуев М.;  Узлы «ГУРИЯ» ЗУГДИДИ 1992
    Балабанов И.В.; Узлы; М. Вертикаль, 2005
    Богащенко Ю. , Бормотов И.; Навесная переправа; Москва – 1989
    Захарова П.П.; В помощь инструктору альпинизма; Серия «Школа альпинизма» Москва 2008
    Кодыш Э.Н.; Соревнования туристов. Пешеходный туризм; Москва, "Физкультура и спорт", 1990
            
    Расторгуев М. ; Ситникова С.; Карабинные узлы; «КРОУ ЛИМИТЕД» МОСКВА 1995
    Скрябин Л. Морские узлы;  М, Транспорт 1981

10. Приложение.
Теоретическое занятие.

УЗЛЫ.


УЗЛЫ ДЛЯ СВЯЗЫВАНИЯ ВЕРЕВОК ОДИНАКОВОГО СЕЧЕНИЯ.

Применяются:
1. ВСТРЕЧНЫЙ;
2. ВСТРЕЧНЫЙ ВОСЬМЕРКОЙ;
3. ТКАЦКИЙ;
4. ГРЕЙПВАЙН;
5. ПРЯМОЙ (с контрольным узлом);
6.АКАДЕМИЧЕСКИЙ (с контрольным узлом);
7. ШКОТОВЫЙ  ( ТАКЖЕ - НА ПРОВОДНИКЕ) (с контрольным узлом);
8. БРАМШКОТОВЫЙ ( ТАКЖЕ-НА ПРОВОДНИКЕ) (с контрольным узлом)


УЗЛЫ ДЛЯ СВЯЗЫВАНИЯ ВЕРЕВОК РАЗНОГО СЕЧЕНИЯ
(верёвка и репшнур; верёвка и лента; одинарная и двойная верёвка).

Применяются:
 1.ШКОТ НА ПРОВОДНИКЕ;
 2. БРАМШКОТ НА ПРОВОДНИКЕ;
 3. АКАДЕМИЧЕСКИЙ;
 4. АКАДЕМИЧЕСКИЙ НА ПРОВОДНИКЕ;


ДЛЯ СВЯЗЫВАНИЯ ЛЕНТ И РЕМНЕЙ

применяются узлы: ВСТРЕЧНЫЙ, ВСТРЕЧНЫЙ ВОСЬМЕРКОЙ.

КОНТРОЛЬНЫЕ УЗЛЫ

Служат для подстраховки (контроля) основного узла
Применяется:

1 ПОЛУТКАЦКИЙ
2 ПОЛУГРЕЙПВАЙН.

Контрольный узел должен быть тщательно затянут.
Из контрольных узлов менее надёжным является ПОЛУТКАЦКИЙ. Самым надёжным является ПОЛУГРЕЙПВАЙН.


СХВАТЫВАЮЩИЕ УЗЛЫ
Специальные подвижные узлы, предназначенные для автоматической фиксации на верёвке. В частности: Для натяжения верёвки; Для верхней, фиксирующей страховки; Для самостраховки на вертикальной верёвке и др.
Применяются:

1 УЗЕЛ ПРУССИКА
2 АВСТРИЙСКИЙ СХВАТЫВАЮЩИЙ
3 УЗЕЛ БАХМАНА


ДЛЯ ПРИСТЕГИВАНИЯ ВЕРЕВКИ К КАРАБИНУ
Для пристегивания веревки к карабину при самостраховке.

Применяются: ПРОВОДНИК, ПРОВОДНИК ВОСЬМЕРКОЙ, ДВОЙНОЙ ПРОВОДНИК, УЗЕЛ СРЕДНЕГО.

ОСОБО ОПАСНЫЕ УЗЛЫ
Узлы, склонные к саморазвязыванию при работе с верёвкой. Из, известных в спортивном туризме и альпинизме, узлов можно перечислить следующие:

1.ПРЯМОЙ УЗЕЛ. Склонен к развязыванию без контрольных узлов, и даже с контрольными узлами в виде ПОЛУТКАЦКОГО узла.

2.ШКОТОВЫЙ И БРАМШКОТОВЫЙ, завязанные на незамкнутой петле (не на проводнике). Склонны к развязыванию без контрольных узлов, и даже с контрольными узлами в виде ПОЛУТКАЦКОГО узла.

Узлы 1-2 склонны к выворачиванию и развязыванию при движении узла верёвки по перегибам рельефа, при упоре его в карабин страховки, при движении или спуске через узел карабина или устройства спуска.

3.БУЛИНЬ ВЕРТИКАЛЬНЫХ ПЕРИЛ. Узел подвержен развязыванию без контрольного узла и даже с контрольным ПОЛУТКАЦКИМ, если к петле подвески булиня пристёгивается дополнительная тяга или тяжёлые предметы, самостраховки участников и др.


4.БУЛИНЬ ГРУДНОЙ ОБВЯЗКИ УЧАСТНИКА. Может развязаться при страховочном рывке, если страховочный карабин пристегивается не к рабочему концу булиня, а к его грудной петле. Выворачивание узла, как в ситуации-3.


5.УЗЕЛ СТРЕМЯ, завязанный на скользкой круглой опоре или на вращающейся, проворачивающейся вокруг своей оси, балке. Узел как бы развинчивается, разматывается с неё при нагружении верёвки.


6. ДВОЙНОЙ БУЛИНЬ БЛОКИРОВКИ ЛСС, С РАЗНЕСЕННЫМИ НА ГРУДЬ И НА БЕСЕДКУ, ПЕТЛЯМИ, на ЛСС, имеющих раздельные беседку и грудной пояс. Узел опасен, если он недостаточно затянут или связан из верёвки со скользкой оплёткой. При пристегивании к петле узла страховочного карабина или карабина подвески (на жумаре, навесной переправе и др.), при нагружении узел часто проскальзывает и происходит перенос опоры участника с беседки на грудь. При тесном грудном поясе это приводит к опасному стягиванию груди.


7. СХВАТЫВАЮЩИЙ УЗЕЛ ИЗ ДВОЙНОГО РЕПШНУРА. Узел опасен тем, что практически не схватывается на одинарной верёвке и не обеспечивает страховки участников на перилах. Особо опасный момент состоит в том, что этот узел рекомендован как надёжный и обязательный для страховки на вертикальных перилах во многих туристских рекомендациях и правилах Туристского многоборья. В частности, в методике под редакцией В.Теплоухова, которая признана обязательной для выполнения на соревнованиях по ТМ.


Проводник «восьмёрка»

Двойной проводник

Встречный

Академический

Шкотовый

Брамшкотовый

Булинь

Прямой