Полезные ссылки

Rfhnbyrf
Rfhnbyrf
Rfhnbyrf
Rfhnbyrf
Rfhnbyrf
Rfhnbyrf
Rfhnbyrf
Rfhnbyrf
Rfhnbyrf

Методическая разработка на тему: «Способы подачи сигналов бедствия»

Скачать презентацию
Правила и способы подачи сигналов бедств
Презентация Microsoft Power Point 3.3 MB

1. Автор: зав. отделом ДЮЦ «Турист» г. Мытищи Дягилева Лариса Анатольевна.

2. Цель мероприятия: рассказать учащимся о способах подачи сигналов бедствия в экстремальных ситуациях.

3. Задачи:

Образовательные:

сформировать у учащихся представления о возможностях выживания в экстремальных ситуациях

Развивающие:

развивать любознательность и совершенствовать творческие способности учащихся.

Воспитательные:

выработать моральную готовность к преодолению трудностей автономного пребывания в природной среде; формировать стремление к взаимовыручке и взаимопомощи.

 

4. Возраст детей: 8-11 кл.

5. Место проведения: кабинет ОБЖ.

6. Форма проведения: лекция, практические занятия

7. Перечень используемого оборудования и материалов:

Мультимедийный проектор, экран, Презентация Microsoft Office Power Point «Способы подачи сигналов бедствия».

 

8.  Методические советы и рекомендации:

Рассказать обучающимся о том, что в разные времена придумывались различные способы сигнализации.

Дать определение, что сигнал бедствия — международно признанное средство запроса помощи. Сигнал бедствия сообщает, что человеку, группе людей или транспортному средству угрожает смертельная опасность и требуется срочное оказание помощи.

Обратить внимание учащихся на то, что подавать сигнал не так просто, как может показаться. Ваша сигнализация может остаться незамеченной. Кроме того, неумение подавать сигналы с помощью некоторых видов табельных средств может стоить вам жизни. Поэтому шансы на выживание возрастают, если уметь правильно подавать сигналы бедствия спасателям.

Отметить, что все средства подачи сигналов бедствия делятся на табельные и подручные (вид средств), а также на звуковые, визуальные и радиосигналы (принцип передачи сигнала). Главная их цель – указать ваше точное месторасположение для последующей эвакуации и оказания неотложной помощи в виде сброса с самолёта продовольствия, медикаментов, оружия и боеприпасов. Для потерпевших, лишённых аварийно-сигнального "инструментария" придуман способ аварийной сигнализации - международная кодовая таблица.

В заключение урока необходимо ещё раз подчеркнуть, что запрещается применение сигналов бедствия для каких-либо иных целей, кроме информации о бедствии и просьбы о помощи. Не допускается использование сигналов, которые могут быть спутаны с сигналами бедствия. Необходимо помнить, что любая спасательная операция – это огромные затраты – финансовые, физические, временные. Поэтому подавать сигнал бедствия стоит лишь в том случае, когда вы убедились, что возможности самостоятельного спасения нет или есть непосредственная угроза жизни людей.

9. Список использованной литературы и источников:

1.     «Выживание в экстремальных условиях». – М.: ИПЦ «Русский раритет», 1993.

2.     «Способы автономного выживания человека в природе.» Под редакцией Л. А. Михайлова; Издательство: Питер, 2008 г

3.     http://morsecode.iatp.by/sos.html Азбука Морзе -.- Самюэл Морзе -.- Сигнал SOS .-

4.     http://tanner.narod.ru/ Визуальные международные знаки, средства визуальной сигнализации, условные знаки, и другие способы невербального общения.

5.     А. Ильин «Школа выживания в природных условиях.» – М.: Изд-во Эксмо,  2002.

6.     В. Г. Волович. "Человек в экстремальных условиях природной среды"- М: Мысль, 1983

7.     Ильин А. «Школа выживания при авариях и стихийных бедствиях». М.: «Эксмо», 2003.

10. Приложение. Лекция с показом презентации.

Случается, порой, что волей обстоятельств человек оказывается в критическом положении—один на один с природой. Жизнь человека становится зависимой не от привычных критериев — образования, профессиональных, навыков, материального положения и т.д., а совсем от других—солнечной радиации, силы ветра, температуры воздуха, от наличия или отсутствия водоёмов, животных, съедобных растений.

 Известно немало случаев, когда люди, нередко травмированные и обессиленные, недостаточно оснащённые аварийно-спасательными средствами, но подготовленные к действиям в экстремальных условиях, выходили победителями в борьбе за жизнь. Обученность действиям при выживании — главный фактор, определяющий благополучный исход автономного существования.

Розыск людей, оказавшихся в критической ситуации, затруднён тем, что его приходится вести на значительной территории. Очень сложно обнаружить их в горах, лесном массиве или при плохой погоде.

 Терпящие бедствие, увидев самолёт или услышав шум двигателя должны использовать любые имеющиеся средства для подачи сигналов, указывающих на их местоположение.

Сигнал бедствия — международно признанное средство запроса помощи. Сигнал бедствия сообщает, что человеку, группе людей или транспортному средству угрожает смертельная опасность и требуется срочное оказание помощи. Знание сигналов бедствия является важным фактором, обеспечивающим выживание человека в природной среде.

Важно: Подача ложного сигнала бедствия во многих странах считается преступлением. Это связано с высокой стоимостью спасательных операций и с риском, которому могут подвергаться спасатели.

1.         Способы передачи информации в древности  и возникновение сигналов бедствия.

         Необходимость передачи людьми друг другу информации на расстоянии уходит своими корнями в глубокую древность.

Вторым (наряду с первобытным искусством) источником формирования первоначального письма послужили различные неписьменные, «предметные» способы передачи сообщений.

Способы общения людей при помощи различных предметов и явлений, которым придаётся условное смысловое значение, очень близки к письму, так как они:

1) тоже служат для передачи речи на расстояние или для закрепления ею во времени

2) как правило, тоже воспринимаются зрительно (исключение — звуковая сигнализация, например, передача сообщений барабанным боем, звонками и т.д.).

В то же время эти способы общения отличаются от письма по используемым средствам, имеющим не графически начертательный, а, как правило, предметный характер.

Использование различных явлений и предметов для передачи и закрепления простейших сообщений, вероятно, предшествовало не только возникновению первоначального письма, но и первобытной живописи. В частности, первые чисто условные знаки, вероятно, появились не в пиктографическом письме, а в этих вне письменных способах общения.

Развитие этих способов общения рисуется следующим образом.

Сперва, первобытный человек стал понимать, как «условные знаки», различные явления окружавшей его действительности, например, следы или надломленные ветви в лесу как знак того, что здесь прошёл человек или какой-то зверь, пепел от костра как знак, того, что здесь была стоянка, и т.д.

На следующем этапе развития «предметных» способов общения человек научился искусственно воспроизводить и уничтожать эти предметные знаки; например, нарочито оставлять следы при ходьбе по каменистой почве, надламывать на своём пути ветви, чтобы его могли найти товарищи по охоте, сознательно стирать следы для маскировки пути и т.п.

   На последующем этапе человек научился применять условные знаки, не встречающиеся в природе. Например, американские индейцы во время охоты и походов прикрепляли на дереве стрелу как знак, указывающий направление их пути; австралийцы, покидая стоянку, проводили ногой черту в песке и в конце черты втыкали ветку; направление и длина черты указывали направление и расстояние пути.

У многих равнинных африканских племён для передачи на большие расстояния различных сообщений (известие о приближении врага, о смерти вождя, о прибытии европейца, призыв к оружию, приглашение на празднество и т.д.) применялась подчас довольно сложная сигнализация огнём и дымом костров; у степных индейцев — размахивание одеялом. У многих лесных племён для той же цели использовалась ещё более сложная сигнализация боем барабанов. Следует отметить, что световые сигналы индейцев были "предками" гелиографов (усовершенствованных приборов т.н. "зеркальной" сигнализации), которые и сейчас применяются в армиях различных государств. История сохранила свидетельства их многочисленных способов: днём – зеркала или т.н. "дымовой столб", а ночью - костры. Так, например, один костёр ("столб" дыма) означал: "Внимание! Я здесь", два - "Я заблудился, помогите", три - "Все в порядке!", четыре - "Всем собраться ко мне на совет!"

Огненными сигналами пользовались также и жители самой южной части

южноамериканского материка, которую именно поэтому, известный португальский мореплаватель Фернан Магеллан, открыв осенью 1520 г. неизвестный архипелаг, назвал Огненной Землёй (по одним его объяснениям - из-за зажжённых местными жителями сигнальных костров на побережье, по другим же - из-за сигнальных огней, зажжённых ими же на своих лодках).

             Из истории морского сигналопроизводства известно множество самых разнообразных способов подачи сигналов бедствия. Для этого использовались: барабаны, колокол, сирена, горн, рожок, дым от горящей бочки со смолой, маслом или мазутом, огонь костра, разведённого на специальной жаровне на палубе судна, различного тёмного цвета флаги в комбинации с шаром, медленное поднятие и опускание рук в стороны, а в ночное время — такое же поднятие и опускание зажжённых масляных фонарей. Применялась бутылочная и голубиная почта, но известия, отосланные таким образом, достигали кого-либо или адресата тогда, когда взывающие о помощи уже погибли.

   С изобретением пороха сигналами бедствия стали считаться одиночные периодически повторяющиеся пушечные выстрелы или залпы из мушкетов и других ружей, запуск пороховых ракет, фальшфейеров, как правило, красного цвета, и прочее.

   Отдельным видом оптического телеграфирования на относительно короткие расстояния является морская семафорная азбука и флажный свод сигналов. К идее передавать сигналы на море с помощью цветных флагов люди пришли довольно давно. Первоначально смысл флажного сигнала определялся только местом расположения флага, при этом использовались любые флаги, включая рыцарские штандарты.

Первые попытки регламентировать и унифицировать флажные сигналы относятся только к XVII веку. В 1653 году в Великобритании был издан первый сборник флажных сигналов-«Howe signal book». Значение сигнала зависело не только от вида флага, но и от места его подъёма, а также от сопровождения определённой комбинацией парусов или выстрелами из орудий. В 1780 году было решено оставить в качестве сигнальных флагов лишь 10. Каждая комбинация флагов имела определённое значение. Чуть позже, в 1800 году, капитан Хоум Риггс Попхэм составил т.н. "Морской словарь", в котором расшифровывались более 2000 флажных сигналов. В 1803 году систему Попхэма принял Королевский Военно-морской флот.

Со временем возникла необходимость составить аналогичную систему для международного использования. В 1857 году была разработана "Система кодовых сигналов для торгового флота" из 18 флагов. Её пользовались уже в Британии, США, Канаде, Франции. В 1887 году "Система кодовых сигналов для торгового флота" была переименована в "Международный свод сигналов". Все морские государства приняли этот свод. Он вступил в силу 1 января 1901 года. В 1931 году международная комиссия из 8 стран модифицировала систему сигналов, сделав её более удобной. Последняя ревизия Свода состоялась 1 апреля 1969 года. C тех пор флаги Свода имеют расшифровку и на кириллице.

Ныне Международный свод сигналов содержит 26 буквенных флагов, 10 цифровых и 3 заменяющих. Для передачи сообщения находят соответствующий текст в своде сигналов, записывают стоящие напротив него сигнальные сочетания флагов (бывают одно-, двух-, трехфлажные сигналы, а также четырехвлажные сигналы, информирующие о государственной принадлежности судна), набирают их из сигнальных флагов и поднимают на фалах. Сигнальщик на принимающем судне, записав эти сочетания, находит их значения в сводах сигналов.

Дальность флажной сигнализации при хорошей видимости достигает 4-5 миль.

Оперативная же передача информации производится матросом-сигнальщиком – геометрическое положение рук с флажками которого (одного или двух) соответствует нашей телеграфной азбуке.

     В 1835 году, задолго до появления радио, американский художник Самюэль Финли Бриз Морзе создал простую, но эффективную систему связи — азбуку Морзе. Первоначально она состояла из трёх символов: точка, короткое тире и длинное тире. Но в 1851 году все коды были переведены на два знака: точка и тире.

1865 года азбука Морзе стала широко использоваться во флоте. Вначале сообщения передавались флажками и фонарями. С изобретением радио, точки и тире зазвучали в эфире, но какой-то единой, общемировой системы аварийных сигналов не существовало. Каждая фирма, выпускающая радиостанции, разрабатывала свой код связи для экстренных случаев.

Так, например, руководство Международной акционерной компании «Маркони», имевшей в те годы монополию на оборудование радиотелеграфными станциями морских судов Англии и Италии, постановило, что все суда, оснащённые радиостанциями «Маркони», должны пользоваться для передачи сообщений о бедствии сигналом CQD — первыми буквами в английских словах «приходите быстро, опасность». При этом руководители компании запрещали держать связь с судами, оборудованными радиостанциями других фирм, а также пользоваться их кодами. Подобная практика рано или поздно привела бы к катастрофе.

Наконец осенью 1906 года на проходившей в Берлине радиотелеграфной конференции встал вопрос о создании единого, общепринятого сигнала бедствия на море. Итальянец Гульельмо Маркони, хозяин одноименной компании, предложил свою, уже известную комбинацию букв CQD, но этот вариант конференция отвергла, так как для сигнала бедствия главное не содержание, а простота приёма и передачи.

Представитель германской фирмы «Сляби-Арко» предложил сигнал SOE, используемый в позывных судов, оборудованных радиостанциями своей фирмы. Однако при обсуждении был отмечен существенный недостаток этого сигнала: так как буква Е передается по азбуке Морзе одной точкой, то при слабом приёме и в условиях помех сигнал может быть искажён и не понят. И тогда поступило предложение заменить букву Е на букву S. Получился симметричный сигнал SOS, который и был утверждён 3 ноября 1906 года как единый международный сигнал бедствия.

 Существовало множество «расшифровок» этого сигнала: «спасите наши души», «спасите наш корабль» или даже «остановите другие сигналы». В русском варианте бытовало такое толкование: СОС — «спасите от смерти». На самом деле эти три буквы никакой расшифровки не имеют. Просто три точки, три тире, три точки — наиболее быстрая и легко запоминающаяся комбинация сигналов азбуки Морзе.

   Первым кораблём, пославшим сигнал SOS, был трансатлантический лайнер «Slavonia» компании Cunard, налетевший на рифы близ Азорских островов на пути из Нью-Йорка в Триест. Это произошло 10 июня 1909 г.

          С появлением голосовой радиосвязи на помощь морзянке пришёл новый сигнал. С 1927 г. в качестве сигнала оповещения о бедствии стали использовать троекратно повторенное слово Mayday. В отличие от SOS, слово Mayday является производным от слов естественного языка, хотя его и выбрали, прежде всего, не поэтому, а потому, что его было легко отличить от других голосовых сигналов и относительно нетрудно распознать даже при плохом качестве связи. Было бы, однако, преждевременно полагать, что речь идёт о майском дне. Сигнал происходит от сильно искажённого и переиначенного на английский лад выражение M'aide (помогите мне), встречающееся в некоторых диалектах французского языка. Вы напрасно будете искать его в учебниках или разговорниках для туристов, но есть сведения, что так говорили портовые грузчики на юге Франции.

 В 1927 г. на международной Радиотелеграфной конференции в Вашингтоне было введено круглосуточное дежурство на радиостанциях. Кроме того, каждый час в течение шести минут (от пятнадцатой до восемнадцатой и от сорок пятой до сорок восьмой) на частоте 500 кГц (т.н. "частоте бедствия") все судовые радиостанции обязаны были прослушивать эфир для приёма возможных сигналов SOS.

До сих пор на судне азбуку Морзе и самый главный сигнал SOS обязан знать рулевой, потому что иногда информацию с корабля на корабль передают световыми сигналами.

 

      К концу XX века мир постепенно стал переходить на новую систему подачи сигналов бедствия ГМССБ (Глобальная морская система связи при бедствии и для обеспечения безопасности), и с традиционными позывными SOS пришлось распрощаться.

 Тем не менее «SOS» вышел за пределы узко специализированной морской терминологии: сейчас каждый ребёнок знает, что он обозначает.

2.         Современные способы подачи сигналов бедствия.

Осуществление операций поиска и спасания, бедствующих на морских и океанских просторах людей практически до конца истекшего XX столетия было в основном уделом оказавшихся поблизости от происшествия морских судов, иногда - немногочисленных специализированных морских спасательных подразделений прибрежных государств и, конечно, - "делом рук самих утопающих". Мореплаватели и авиаторы руководствовались своими (международными и национальными) наставлениями (несогласованными друг с другом ни по координации действий, ни по связи, ни по терминологии и полноте). Те и другие в спасательных операциях проявляли порой чудеса героизма и всегда страдали от отсутствия надёжной взаимной связи, столь необходимой в целях координации совместных действий.

В общем-то, примитивные способы обмена информацией считались чуть ли не основными (бреющий полет, покачивание крыльями и полет самолёта по кругу, неразличимые в плохую погоду флаги и сигнальные фигуры на мачтах судна, фальшфейеры, ракеты, "морзянка" прожектором и т.п.).

Только в ноябре 1999 года 21-я сессия Ассамблеи Международной морской организации (ИМО) резолюцией А.894(21) придала обязательный характер разработанному совместно с Международной организацией гражданской авиации (ИКАО) "Международному авиационному и морскому наставлению по поиску и спасанию на море (Наставлению ИАМСАР)".  В разделе «Связь» приведены в таблицах и рисунках описания спасательных сигналов.

       В экстремальной ситуации жизненно необходимо уметь подавать хорошо заметные на местности сигналы спасательным командам, а также летательным аппаратам, занимающимся спасательными операциями.

Все средства подачи сигналов бедствия делятся на табельные и подручные (вид средств), а также на звуковые, визуальные и радиосигналы (принцип передачи сигнала). Главная их цель–указать ваше точное месторасположение для последующей эвакуации и оказания неотложной помощи в виде сброса с самолёта продовольствия, медикаментов, оружия и боеприпасов.

Табельные средства.

•          Приёмопередатчик (уоки-токи) - может передавать и получать как тональные сигналы, так и голосовые.

•          Радиомаяк - передаёт только тональный сигнал.

•          Радиостанция - в экстремальных условиях, как правило, имеет радиус действия в пределах прямой видимости, поэтому ею лучше всего пользоваться на ровной местности, без естественных препятствий

Радиосигнал бедствия (SOS). Сигнал бедствия SOS (… – …) принят

Международной конвенцией в Берлине 3 ноября 1906 г., для его беспрепятственного приёма каждый час в течение 6 мин на «частотах бедствия» – 500 и 2182 кГц – замолкают все радиостанции мира; в эфире наступает тишина, для того чтобы каждый, кто оказался в беде, мог беспрепятственно выйти в эфир и подать сигнал бедствия, указав квадрат своего местонахождения, либо дать возможность запеленговать себя. Для подачи данного радиосигнала необходимо иметь аварийный радиопередатчик и знать основы пользования данным прибором и азбуку Морзе.

В настоящее время создано немало специальных технических средств и систем подачи и приёма сигналов бедствия, например, Международная космическая система поиска аварийных судов и самолётов (КОСПАС — САРСАТ), автоматические радиомаяки и другие радиотехнические электронные системы.

Действующие ныне космические средства поиска и спасения на море по своей сути интернациональны и учреждены соответствующими международными соглашениями. Так, например, в создании специальной международной космической системы КОСИ АС — САРСАТ, предназначенной исключительно для приёма сигналов бедствий, приняли участие СССР, США, Канада и Франция. Затем к ним присоединились Великобритания и Норвегия.

Подручные средства.

Визуальные средства сигнализации.

Пиротехнические средства сигнализации:

•          сигнальные ракеты;

•          сигнальные шашки;

•          фальшфейер красного огня

Данные средства сигнализации требуют выполнения определённых правил пользования и хранения:

♦ держите их подальше от себя;

♦ помните, что они могут выстрелить, обращайтесь с этими средствами, как с оружием;

♦ не ремонтируйте их в случае неисправности;

♦ если случилась осечка, не используйте вторично;

♦ всякое пиротехническое средство держите в вытянутой руке, развернув соплом от себя;

♦ находитесь подальше от других людей и от легковоспламеняющихся предметов, храните эти средства в ящиках, которые защищены от ударов и осадков, подавайте сигнал с максимально близкого расстояния и только тогда, когда есть уверенность, что его заметят;

♦ соблюдайте максимальные меры предосторожности.

 Световые средства сигнализации:

•          Сигнальное зеркало (гелиограф) –это отполированная до блеска металлическая пластина с отверстием посередине (5–7 мм), через которое можно следить за объектом.

Пущенный зеркалом «солнечный зайчик» обнаруживается даже с самолёта, который летит на высоте 2 км на расстоянии 2025 км от вашего местоположения. Зеркало эффективно даже ночью, наверное, это можно назвать «пускать лунных зайчиков».

•          Отражатели. Для обозначения своего местоположения при отсутствии сигнального зеркала можно использовать косметическое зеркальце, фольгу, лезвие ножа. Чем сильнее отполирована пластина, тем дальше виден световой сигнал.

•          Сигнальный костёр - самый простой и доступный способ подачи сигналов, который используется с незапамятных времён по настоящее время. Прежде всего, надо выбрать удобное для костров место, хорошо различимое как с земли, так и с воздуха. Для этих целей подойдут поляны, широкие просеки. Лучше, если выбранное для костров место находится на возвышенности. Не следует забывать и о том, что это место должно быть недалеко от лагеря пострадавших. Чтобы привлечь внимание спасателей, разводят не один, а несколько костров. Принято разводить три костра, расположенные на одной линии или в вершинах равностороннего треугольника. Такие фигуры являются международными сигналами бедствия. Пять костров, образующих букву «Т», указывают место, пригодное для посадки самолёта, вертолёта. Расстояние между кострами должно быть 30-50 м. В ночи ярко горящий костёр виден с расстояния 20 км при наблюдении с неба, 8 км – при наблюдении с земли. 

•          Электрический фонарь. Наиболее полезны для людей, потерпевших бедствие, специальные проблесковые фонари с ксеноновыми лампочками, дающими вспышку света, видимую на расстоянии до 10 км.   Но не будут лишними и обыкновенные электрические фонарики. Сигнал, поданный сильным фонарём, «читается» за 3 — 4 км, слабым — до 2 км. Следует отдать предпочтение фонарям с наиболее прочным и герметичным корпусом, с мощным, просветлённым отражателем, дающим максимально плотный, узко направленный луч («точку») в центре светового круга. Отражатели, рассеивающие свет, многократно уменьшают предел его обнаружения. Плотность и расположение «точки» в световом круге во многом зависят от положения спирали в лампочке, поэтому лучше перебрать их несколько (или даже несколько десятков), отсеяв наиболее удачные. Удобны, с точки зрения аварийной сигнализации, различные автомобильные проблесковые электрофонари. Они экономичнее расходуют заряд батарей и больше обращают на себя внимание.

 Батарейки в сигнальном фонарике следует использовать наиболее надёжные и «ёмкостные», пусть даже они будут дороже обыкновенных.

Но лучше всего, отправляясь в путешествие, брать с собой механические фонарики- «жучки», для которых батарейки не требуются. И обязательно несколько запасных лампочек! Так как в подобных ручных, дающих рваное напряжение, фонариках лампочки могут перегорать довольно часто.

Дымовые и цветовые сигналы бедствия.

К ним можно отнести:

•          различные дымовые шашки и петарды, чаще всего используемые в море. Такие шашки срабатывают после выдёргивания запального шнура и горят, испуская оранжевый дым, от 1 мин (ручная шашка) до 4 мин (плавучая шашка).

•          специальные красители, которые, растворяясь в воде, создают большое, цветовое, издалека заметное пятно. К таким относится, например, уранин, предназначенный для использования в море или на обширных пресноводных водоёмах. При контакте с водой уранин расплывается по поверхности, образуя огромное пятно интенсивного зелено-изумрудного цвета (если попал в холодную воду) или оранжевого цвета (если оказался в тёплой воде). Краситель остаётся заметным около 4 — 6 ч на спокойной воде и лишь 2 — 3 ч — при волнении.

•          дымовые костры -наиболее эффективны в ясные и безветренные дни. Для увеличения количества дыма в костёр нужно подбрасывать сырые ветки, траву (заготовленные заранее). Однако зимой и в ненастную погоду летом такой дым малозаметен. В это время года хорошо просматривается чёрный дым. Для этого можно использовать резину, пластик или автомобильное масло.

•          цветовыми сигналами бедствия могут служить различные оранжевые полотнища, тенты спасательных плотов и шлюпок, одежда и палатки ярко-красных расцветок.

Наземные кодовые сигналы:

Самые банальные –HELP и SOS. Размеры одного сигнала должны быть не меньше 3 м. Смастерить сигнал можно из подручных средств: обломков самолёта, спасательных жилетов, одежды, брёвен. Можно сигнал не выложить, а «выкопать». Для этого снять дёрн и углубить траншею. Такие сигналы работают и днём, и ночью (ночью в углублениях можно развести огонь).

На открытых участках можно выложить сигналы кодовой таблицы. 

Размеры: Сигнал должен быть как можно больше по размерам, чтобы хорошо читаться с воздуха.

Пропорции: Сигнал должен иметь правильные пропорции, особенно если Вы выкладываете на земле буквы. Позаботьтесь о том, чтобы они нормально читались с воздуха.

Углы и прямые линии: Все сигналы, выкладываемые на земле, должны иметь максимальное количество прямых линий и прямых углов - ни того, ни другого в природе не встречается.

Контрастность: Сигнал должен контрастно выделяться на местности.

На снегу: лучше выполнять сигнал с помощью красителя яркого цвета. Также хорошо виден знак, выложенный еловым лапником.

На траве: можно выжечь участок, уже потом выложить на нём сигнал.

Оранжевый цвет: Как ни странно, на зелёном или коричневом фоне оранжевый ненасыщенный цвет не выделяется, а вписывается в ландшафт.

Обводка сигнала. Сигнал можно обвести валиком из листвы, грунта или камней. Основным назначением обводки является создание тени. Можно также выложить сигнал на приподнятой на стойках раме или панели, отбрасывающей хорошо заметную тень.

Месторасположение сигнала: Сигнал должен быть расположен таким образом, чтобы он был заметен со всех направлений. Лучше всего располагать его на ровном, открытом месте.

Значение сигнала. Подаваемый сигнал должен нести обнаружившим вас людям какую-то информацию о вашем бедствии. Каждый знак кодовой таблицы имеет одно единственное, известное пилоту поискового самолёта, значение.  Выдумывать собственные сигналы не стоит.

После прибытия спасения нужно обязательно уничтожить сигналы - иначе они могут ввести в заблуждение другой поисковый летательный аппарат, вынудив его совершить ненужную попытку приземлиться рядом.

Звуковые средства сигнализации.

•          беспрерывный звуковой сигнал (свист, вой туманного горна и т.п.)

•          отдельные громкие звуки, производимые с промежутками в одну минуту

•          группы из шести отдельных звуков, разделённые паузой

•          группы из трёх отдельных звуков, разделённые минутной паузой.

       Несмотря на сложную систему наших современных средств связи, цивилизованный мир продолжает по-прежнему пользоваться множеством первобытных средств сигнализации. Ракеты, выпускаемые потерпевшими кораблекрушение, световые сигналы на железных дорогах, зрительные сигналы флота и армии - все это слишком напоминает дымовые и огневые сигналы и «азбуку» светосигнализации первобытных народов. Сирена и азбука Морзе очень близки к барабанному «языку» дикарей.

       В наше время практически каждый человек может побывать в любой точке земного шара: самолёт, поезд, автомобиль, быстроходный морской лайнер доставляет вас куда угодно. По воле случая, по своей неопытности, а иногда и сознательно каждый из нас может попасть в сложную ситуацию и остаться один на один с природой.

Большинству выживших при аварии или катастрофе не придётся выбирать место, где им предстоит продолжать борьбу за своё существование. Тактика действий и выбор способов выживания во многом будут зависеть от природных условий места пребывания потерпевших бедствие. Обученность действиям при выживании — главный фактор, определяющий благополучный исход автономного существования.

Известно немало случаев, когда люди, нередко травмированные и обессиленные, недостаточно оснащённые аварийно-спасательными средствами, но подготовленные к действиям в экстремальных условиях, выходили победителями в борьбе за жизнь.

Знание сигналов бедствия является важным фактором, обеспечивающим выживание человека в природной среде.