Полезные ссылки

Rfhnbyrf
Rfhnbyrf
Rfhnbyrf
Rfhnbyrf
Rfhnbyrf
Rfhnbyrf
Rfhnbyrf
Rfhnbyrf
Rfhnbyrf

Методическая разработка к разделам программ «Туристские навыки»; «Особенности пешеходного туризма»

на тему: «Походные должности»

Скачать презентацию
Методическая разработка Походные должнос
Microsoft Word документ 47.0 KB

1. Автор:    зав. отделом МБОУ ДОД ДЮЦ «Турист»  Дягилева Лариса Анатольевна

2. Цель мероприятия:  рассказать обучающимся о подготовке к путешествию, походу, экспедиции и распределении обязанностей в группе с учётом туристского опыта участников, их практических навыков, заинтересованности в исполнении тех или иных поручений.

3. Задачи:

Образовательные:

 Объяснение  обязанностей каждой походной  должности ; развитие  навыков  самостоятельно собраться в поход; получение важных жизненных навыков и значительное расширение кругозора,  получение  ценнейших навыков работы в коллективе.

Развивающие:

Развитие  самостоятельности, умения преодолевать трудности, используя для этого  практические задания. Развитие творческой активности обучающихся, их креативности.

Воспитательные:

Воспитание  у обучающихся  чувства коллективизма, коммуникабельности, ответственности за порученное дело, самодисциплины;  воспитание потребности  в применении полученных знаний.

 

4. Возраст детей: 6-11 кл.

5. Место проведения:  учебный кабинет

6. Форма проведения: теоретическое занятие

7. Методы: словестный с  демонстрации наглядного материала

8. Перечень используемого оборудования и материалов:

Мультимедийный проектор, экран, Презентация Microsoft Office Power Point  « Походные должности».

9.  Методические советы и рекомендации:

Рекомендации  для руководителей групп по подготовке к туристским походам были разработаны методистом  Центра внешкольной работы "Раменки" Костеревым  Николаем  Александровичем в 2003 году.  Данное методическое пособие, дополненное и переработанное с учётом опыта работы ДЮЦ «Турист» г. Мытищи.

Важным средством обучения и воспитания детей, формирования у них чувства ответственности является выполнение ими обязанностей в туристической группе. Каждый участник похода должен быть занят полезным и посильным для него делом. Распределение должностей производится с учётом пожеланий детей, их увлечений и наклонностей. При этом не следует полагать, что ученик, хорошо справляющийся с одной обязанностью, должен и в следующий поход идти в той же должности: в начале нового подготовительного периода учащиеся получают новые походные должности. Таким образом, в течение 2–3 лет занятий в туристическо-краеведческом кружке учащийся может освоить все основные должности. Кроме получения важных жизненных навыков и значительного расширения кругозора, получает ценнейшие навыки работы в коллективе и делового взаимодействия, непрерывно вступая в различные взаимоотношения с другими учащимися и с педагогами.

Успех проведения похода зависит не только от знаний и умений каждого участника, но и в большой степени от сплочённости группы. Вот почему при подготовке похода, которая является довольно длительным периодом, руководителю важно создать ровные дружеские отношения между её членами. В поход должен выйти коллектив, на который (или на большую часть которого) руководитель может положиться.

 Выполнение любых обязанностей заставляет детей взаимодействовать. Причём это взаимодействие часто сопровождается конфликтами, так как не все дети склонны подчиняться своим ровесникам. Задача руководителя группы – разъяснить детям, что право командовать может получить только тот, кто умеет подчиняться.

Иногда уже во время похода становится ясно, что какой-либо участник не справляется со своими обязанностями, и его надо менять. Это нужно сделать очень тактично, чтобы не создать враждующие группировки и никого не обидеть. И здесь очень важно, чтобы руководитель сумел ненавязчиво, создав общественное мнение в группе, подвести ребят к решению о замене не справившегося с данной должностью участника на другого члена группы.

Распределение обязанностей между участниками и их работу по этим обязанностям можно рассматривать как важный инструмент педагогического влияния руководителя группы на детей. При этом желательно придерживаться следующих принципов:

•          каждый участник похода должен иметь свой участок работы, свою должность;

•          работа по этой должности должна проводиться на всех этапах туристского цикла: при подготовке, проведении и подведении итогов похода;

•          одновременно использовать как туристские должности, так и задания по краеведению, направленные на развитие познавательных интересов личности;

•          в заключение работы каждого участника должен быть получен конкретный (материальный) результат. Как правило, это может быть раздел туристского отчёта о походе или экскурсии, а может быть и фотогазета, стенд в школе, реферат и т. д;

•          во время следующего туристского похода  производить смену должности у участника.

 

 

10. Литература и информационные источники.

1.     « Детско-юношеский туризм», Ю.С. Константинов;   Москва, 2006г;

2.     «Справочнике инструктора детско-юношеского туризма», составители: Костерев Н.А. и Самохина Т.А.; Московский городской  Дворец детского (юношеского) творчества; 2001 г.

3.     http://bmsi.ru  статья «Распределение обязанностей в туристической группе». Ю. Константинов. Газета «Спорт в школе» Издательский дом «1 сентября» от 15. 06.2008 № 12

4.     Краткий справочник туриста. Автор-сост. Ю.А. Штюрмер 3е издание, с изменениями и дополнениями –М.: Профиздат. 1985г

 

 

 

11 . Приложение.

Обязанности постоянные  и дежурные.

 Походные должности можно разделить на  две группы: постоянные и дежурные. Это деление позволяет полноценно организовать самоуправление группы во время похода. Постоянными туристскими должностями могут быть только те, которые обеспечивают деятельность группы на протяжении всего периода подготовки к походу, самого похода и обработки собранного материала, отчёта.  Дежурные  должности – это те, которые существуют короткое время на определённых этапах туристического путешествия. Дежурные должности обычно получают в соответствии с графиком все участники похода.

 

Постоянные должности.

В число постоянных обычно входят следующие должности:

1.         Командир группы

2.         Командир  экипажа ( катамарана, байдарки)- в водных походах

3.         Завхоз по питанию

4.         Завхоз по снаряжению

5.         Реммастер

6.         Медик

7.         Топограф

8.         Краевед  (могут назначаться несколько человек)

9.         Казначей

10.       Фотограф (могут назначаться несколько человек)

11.       Ответственный за ведение дневника

 

1.         ОБЯЗАННОСТИ КОМАНДИРА  ГРУППЫ.

До похода:

1.         Распределить обязанности участникам группы.

2.         Организовать подготовку похода участниками группы.

3.         Помогать руководителю в оформлении документации  к походу.

4.         Составить график дежурств отделений в походе и распределить групповое снаряжение и продукты питания.

В походе:

1.         Руководить режимом дня группы.

2.         Следить за соблюдением правил безопасности и дисциплиной.

3.         Проводить разбор дня и похода в целом.

После похода:

1.         Составить туристский отчёт о походе для маршрутно-квалификационной комиссии.

2.         Провести разбор похода.

3.         Обеспечить своевременную сдачу снаряжения.

  

 

2.         ОБЯЗАННОСТИ КОМАНДИРА ЭКИПАЖА ( в водных походах).

 До похода:

1.         Контролировать выполнение участниками своих обязанностей  по  подготовке похода.

2.         Контролировать своевременную сдачу денег и медицинских справок.

3.         Контролировать участие в тренировочных выходах и занятиях.

4.         Иметь график дежурств в  походе.

5.         Организовать изучение  маршрута.

6.         Проконтролировать наличие и состояние  личного и группового   снаряжения у участников.

7.         Обеспечить  групповое и недостающее личное  снаряжение для экипажа.

 В походе:

1.         Обучать участников своего экипажа.

2.         Командовать   экипажем на своём судне.

3.         Организовать работу  экипажа во время дежурств и бивачных работ.

4.         Следить за выполнением правил безопасности и дисциплины, во время движения по маршруту следить за наличием членов своего экипажа.

5.         Следить за сохранностью и состоянием снаряжения своего экипажа.

6.         Организовывать сбор и своевременный выход экипажа на маршрут.

После похода:

1.         При необходимости организовать доработку технического описания маршрута.

2.         Провести сушку  и осмотр снаряжения. При необходимости провести ремонт снаряжения. Подготовить снаряжение к сдаче.

 

3.         ОБЯЗАННОСТИ ЗАВХОЗА  ПО  ПИТАНИЮ.

До похода:

1.         Составить меню  похода с циклом 3-5 дней.

2.         Составить список продуктов согласно нормам.

3.         Подсчитать вес и стоимость продуктов.

4.         Выяснить возможность пополнения продуктов на маршруте.

5.         Собрать мешочки и другую тару для продуктов.

6.         Контролировать закупку и упаковку продуктов.

7.         Распределить продукты среди участников.

8.         Организовать питание в дороге.

9.         При организации заброски продуктов упаковать их.

10.       Составить график разгрузки рюкзаков участников.

В походе:

1.         Заранее выдавать дежурным необходимые продукты.

2.         Утром объявлять участникам, какие продукты приготовить для перекуса.

3.         Следить, чтобы не было перерасхода продуктов и не оставались лишние.

4.         Следить за равномерной разгрузкой рюкзаков участников.

5.         Контролировать пополнение продуктов на маршруте.

6.         При необходимости перераспределять продукты у участников.

7.         Собирать освободившиеся мешочки от круп.

8.         Организовать питание на обратной дороге.

После похода:

1.         Собрать все мешочки от продуктов, постирать их и сдать следующему завхозу.

2.         Составить список оставшихся продуктов, распределить их на хранение.

3.         Сдать в отчёт меню,  список продуктов, рекомендации по организации питания, приобретению, хранению продуктов.

4.         ОБЯЗАННОСТИ ЗАВХОЗА  ПО СНАРЯЖЕНИЮ.

До похода:

1.           Составить список группового и личного снаряжения с учётом особенностей маршрута.

2.         Выяснить наличие и сохранность имеющегося снаряжения.

3.         Организовать приобретение недостающего снаряжения.

4.         Организовать необходимый  ремонт снаряжения.

5.         Распределить снаряжение между участниками группы.

6.         Проверить готовность специального снаряжения перед походом.

7.         Проконтролировать перед выходом в поход наличие в отделениях общественного снаряжения.

В походе:

1.         Следить за сохранностью снаряжения и его состоянием.

2.         При необходимости перераспределить снаряжение.

3.         Организовать профилактический осмотр и ремонт снаряжения.

После похода:

1.         Организовать просушку и ремонт снаряжения.

2.         Снаряжение собрать или раздать на хранение участникам группы.

3.         Сдать в отчёт списки личного и группового снаряжения с рекомендациями по его использованию.

 

4.         ОБЯЗАННОСТИ РЕМОНТНОГО  МАСТЕРА.

 До похода:

1.         Составить список ремонтного набора для похода с учётом возможных поломок и порчи имеющегося снаряжения.

2.         Скомплектовать ремнабор.

3.         Упаковать ремнабор.

4.         Научиться ремонтировать снаряжение.

5.         Научить ремонтировать снаряжение других.

 В походе:

1.         По требованию участников выдавать и собирать необходимые инструменты для ремонта личного и группового снаряжения.

2.         Следить за сохранностью ремнабора, не допускать потери инструмента.

3.         Помогать ремонтировать групповое снаряжение.

 После похода:

1.         Сдать ремнабор.

2.         Составить  для отчёта список ремнабора с рекомендациями по его использованию.

 

6. ОБЯЗАННОСТИ МЕДИКА.

До похода:

1.         Собрать медицинские справки о здоровье участников.

2.         Составить список аптечки и согласовать его со школьным врачом и руководителем.

3.         Пройти курс оказания первой  медицинской  помощи  в  походе  у  школьной медсестры.

4.         Укомплектовать аптечку.

5.         Обеспечить упаковку и надёжное хранение аптечки в походных условиях.

6.         Изучить район похода с точки зрения  санитарно-эпидемиологической  безопасности.

7.           Познакомиться с ядовитыми и съедобными растениями и животными района путешествия.

8.         Провести инструктаж с участниками группы о профилактике заболеваний в походе.

9.         Во время тренировочных походов следить за соблюдением санитарно-гигиенических норм.

В походе:

1.         Следить за состоянием здоровья участников.

2.         Следить за соблюдением санитарно-гигиенических норм:

         умыванием

         состоянием ног

         чистотой посуды

         Следить за сохранностью аптечки.

         Проверять чистоту питьевой воды.

3.         Докладывать руководителю обо  всех случаях заболеваний и под контролем  руководителя оказывать медицинскую помощь.

 

НЕЛЬЗЯ БЕЗ ВЕДОМА РУКОВОДИТЕЛЯ ВЫДАВАТЬ ЛЕКАРСТВА!

 

После похода:

1.         Составить  для отчёта список аптечки с рекомендациями по её использованию.

2.         Сдать руководителю остатки мед. аптечки.

 

7.  ОБЯЗАННОСТИ ТОПОГРАФА.

До похода:

1.         Познакомиться по отчётам и краеведческой литературе с районом похода.

2.         Познакомиться с картами района.

3.         Совместно с командиром разработать нитку маршрута и график похода.

4.         Организовать изучение отдельных участков маршрута, требующих внимания.

5.         Подобрать карты для похода (2-3 экз.).

6.         Обеспечить упаковку и хранение карт в походе.

7.         Защитить маршрут похода в маршрутной комиссии.

В походе:

1.         Вести группу по маршруту.

2.         Знакомить группу с предстоящим участком пути.

3.         Контролировать ведение хронометража на маршруте.

4.         Своевременно контролировать составление технического описания.

5.         Помогать писать тех. описание,  редактировать его.

6.         Вместе  с руководителем дополнять и корректировать карту.

7.         Показывать фотографам объекты съёмок.

 После похода:

1.         Составить в отчёт о походе:

         общее описание района,

         откорректированное техническое описание,

         график похода,

         дополненные карты с нанесённым маршрутом.

2.         Сдать руководителю оставшиеся карты и описания участков.

  

 

8. ОБЯЗАННОСТИ  КРАЕВЕДА.

 До похода:

1.         Познакомиться по литературе с краеведческими возможностями района похода.

2.         Обеспечить изучение краеведческих тем, контролировать накопление материала.

3.         Провести консультации для участников.

В походе:

1.         Собирать дополнительный краеведческий материал.

2.         Организовать знакомство группы с имеющейся информацией по различным  темам.

3.         Организовать знакомство всей группы с краеведческими особенностями похода.

 После похода:

1.         Составить для отчёта список использованной литературы.

2.         Редактировать, дополнить краеведческий материал.

3.         Готовый краеведческий материал сдать в отчёт.

 

 9. ОБЯЗАННОСТИ КАЗНАЧЕЯ.

До похода:

1.         Вести записи сданных денег на поход.

2.         Вести записи выданных денег на закупки, вести ведомость закупленных продуктов и снаряжения.

В походе:

1.         Вести записи затраченных денег во время похода.

2.         Знать количество оставшихся денег.

 После похода:

1.      Составить для отчёта смету расходов в походе по разделам:  транспортные, питание, снаряжение, хозяйственные, почтовые  и др.

2.         Вести учёт оставшимся деньгам.

 

10. ОБЯЗАННОСТИ  ФОТОГРАФА.

До похода:

1.         Определить количество фотоаппаратов, наличие и ёмкость цифровых носителей и элементов питания.

2.         Организовать проверку работы фотоаппаратов.

3.         Распределить фотоаппараты между фотографами.

4.         Совместно с командиром и топографами определить необходимые для съёмки виды, участки маршрутов,  панорамы  для технического описания.

5.         Обеспечить упаковку фотоаппаратов.

 В походе:

1.         Фотографировать все необходимые виды, панорамы для тех. описания.

2.         Фотографировать бытовые сцены, участников похода.

3.         Всегда  быть готовым сфотографировать объекты.

 

    НЕ ДОПУСКАТЬ ПОРЧИ    И УТРАТЫ ФОТОМАТЕРИАЛОВ !

 

  

После похода:

1.         Отснятые кадры просмотреть и при необходимости откорректировать.

2.         Совместно с командиром, топографами выбрать фотографии для тех. описания.

3.         Распечатать выбранные снимки для отчёта.

4.         Обеспечить хранение фотоматериала на цифровых носителях, при необходимости   создать фотоальбом, слайд-шоу.

 

11. ОБЯЗАННОСТИ   ОТВЕТСТВЕННОГО ЗА ВЕДЕНИЕ ДНЕВНИКА.

До похода:

1.         Составить список необходимых принадлежностей.

2.         Купить блокнот, ручки, карандаши.

3.         Упаковать все принадлежности.

 В походе:

1.         Каждый день делать записи в дневнике.

2.         Тщательно описывать сложные участки маршрута, способ их преодоления и организацию страховки.

3.         С помощью топографа зарисовывать схемы сложных участков маршрута.

 После похода:

1.         Откорректировать записи в дневнике.

2.         В отчёт о походе сдать дневник, написать рекомендации.

 

 

Дежурные должности.

Дежурные должности – это временные обязанности. Всяких разовых поручений и в период подготовки похода, и особенно в самом походе возникает множество: закупка продуктов, их расфасовка и упаковка, получение на складе снаряжения,  дежурство по костру, приготовление пищи,  ведение группы по маршруту, заготовка топлива, мытье посуды и т.п. Такие наряды ребята выполняют по очереди (по графику дежурств). Рассмотрим некоторые дежурные походные должности.

Ответственный дежурный – инструктор назначается на один день. Он выполняет все обязанности командира отряда и подчиняется только командиру. Особая его обязанность – следить за строгим соблюдением режима жизни отряда (подъем, завтрак, обед, ужин, отбой, линейка, экскурсии, краеведческая и другая общественно полезная работа и т.д.).

Дежурные по кухне (повара) готовят завтрак, обед и ужин, выдают дополнительные продукты на малых привалах, а если необходимо, то и во время движения. Они подчиняются завхозу по питанию.

Дежурные костровые обеспечивают огонь для приготовления пищи, просушки обуви и одежды, обогрева участников похода.