УЗЛЫ ДЛЯ СВЯЗЫВАНИЯ ВЕРЕВОК ОДИНАКОВОГО СЕЧЕНИЯ.
Применяются:
1. ВСТРЕЧНЫЙ;
2. ВСТРЕЧНЫЙ ВОСЬМЕРКОЙ;
3. ТКАЦКИЙ;
4. ГРЕЙПВАЙН;
5. ПРЯМОЙ (с контрольным узлом);
6. АКАДЕМИЧЕСКИЙ (с контрольным узлом);
7. ШКОТОВЫЙ ( ТАКЖЕ - НА ПРОВОДНИКЕ) (с контрольным узлом);
8. БРАМШКОТОВЫЙ ( ТАКЖЕ-НА ПРОВОДНИКЕ) (с контрольным узлом)
УЗЛЫ ДЛЯ СВЯЗЫВАНИЯ ВЕРЕВОК РАЗНОГО СЕЧЕНИЯ
(верёвка и репшнур; верёвка и лента; одинарная и двойная верёвка).
Применяются:
1.ШКОТОВЫЙ;
2. БРАМШКОТОВЫЙ;
3. АКАДЕМИЧЕСКИЙ;
ДЛЯ СВЯЗЫВАНИЯ ЛЕНТ И РЕМНЕЙ ОДИНАКОВОГО СЕЧЕНИЯ
применяются узлы:
1.ВСТРЕЧНЫЙ,
2.ВСТРЕЧНЫЙ ВОСЬМЕРКОЙ.
КОНТРОЛЬНЫЕ УЗЛЫ
Служат для подстраховки (контроля) основного узла
Применяется:
1. ПОЛУТКАЦКИЙ;
2. ПОЛУГРЕЙПВАЙН.
Контрольный узел должен быть тщательно затянут.
Из контрольных узлов менее надёжным является ПОЛУТКАЦКИЙ. Самым надёжным является ПОЛУГРЕЙПВАЙН.
СХВАТЫВАЮЩИЕ УЗЛЫ
Специальные подвижные узлы, предназначенные для автоматической фиксации на верёвке. В частности: Для натяжения верёвки; Для верхней, фиксирующей страховки; Для самостраховки на вертикальной
верёвке и др.
Применяются:
1. УЗЕЛ ПРУССИКА;
2. АВСТРИЙСКИЙ СХВАТЫВАЮЩИЙ;
3. УЗЕЛ БАХМАНА.
ПРОВОДНИК. УЗЛЫ ДЛЯ ПРИСТЕГИВАНИЯ ВЕРЕВКИ К КАРАБИНУ
Для пристегивания веревки к карабину при самостраховке.
Применяются:
1. ПРОВОДНИК,
2. ПРОВОДНИК ВОСЬМЕРКОЙ,
3. ДВОЙНОЙ ПРОВОДНИК,
4. УЗЕЛ СРЕДНЕГО (АВСТРИЙСКИЙ ПРОВОДНИК).
УЗЕЛ ОБРАЗУЮЩИЙ НЕЗАТЯГИВАЮЩУЮСЯ ПЕТЛЮ
1. БУЛИНЬ
УЗЛЫ ДЛЯ КРЕПЛЕНИЯ ВЕРЕВКИ К ОПОРЕ
1. УДАВКА
2. СТРЕМЯ
3. ПОЛУШТЫК И ШТЫК
4. ОБРАТНЫЙ БУЛИНЬ
ОСОБО ОПАСНЫЕ УЗЛЫ
Узлы, склонные к саморазвязыванию при работе с верёвкой. Из, известных в спортивном туризме и альпинизме, узлов можно перечислить следующие:
1.ПРЯМОЙ УЗЕЛ. Склонен к развязыванию без контрольных узлов, и даже с контрольными узлами в виде ПОЛУТКАЦКОГО узла.
2.ШКОТОВЫЙ И БРАМШКОТОВЫЙ, завязанные на незамкнутой петле (не на проводнике). Склонны к развязыванию без контрольных узлов, и даже с контрольными узлами в виде ПОЛУТКАЦКОГО узла.
Узлы 1-2 склонны к выворачиванию и развязыванию при движении узла верёвки по перегибам рельефа, при упоре его в карабин страховки, при движении или спуске через узел карабина или устройства
спуска.
3.БУЛИНЬ ВЕРТИКАЛЬНЫХ ПЕРИЛ. Узел подвержен развязыванию без контрольного узла и даже с контрольным ПОЛУТКАЦКИМ, если к петле подвески булиня пристёгивается дополнительная тяга или тяжёлые
предметы, самостраховки участников и др.
4.БУЛИНЬ ГРУДНОЙ ОБВЯЗКИ УЧАСТНИКА. Может развязаться при страховочном рывке, если страховочный карабин пристегивается не к рабочему концу булиня, а к его грудной петле. Выворачивание узла, как в
ситуации-3.
5.УЗЕЛ СТРЕМЯ, завязанный на скользкой круглой опоре или на вращающейся, проворачивающейся вокруг своей оси, балке. Узел как бы развинчивается, разматывается с неё при нагружении верёвки.
6. ДВОЙНОЙ БУЛИНЬ БЛОКИРОВКИ ЛСС, С РАЗНЕСЕННЫМИ НА ГРУДЬ И НА БЕСЕДКУ, ПЕТЛЯМИ, на ЛСС, имеющих раздельные беседку и грудной пояс. Узел опасен, если он недостаточно затянут или связан из верёвки
со скользкой оплёткой. При пристегивании к петле узла страховочного карабина или карабина подвески (на жумаре, навесной переправе и др.), при нагружении узел часто проскальзывает и происходит
перенос опоры участника с беседки на грудь. При тесном грудном поясе это приводит к опасному стягиванию груди.
7. СХВАТЫВАЮЩИЙ УЗЕЛ ИЗ ДВОЙНОГО РЕПШНУРА. Узел опасен тем, что практически не схватывается на одинарной верёвке и не обеспечивает страховки участников на перилах. Особо опасный момент состоит в
том, что этот узел рекомендован как надёжный и обязательный для страховки на вертикальных перилах во многих туристских рекомендациях и правилах Туристского многоборья. В частности, в методике под
редакцией В.Теплоухова, которая признана обязательной для выполнения на соревнованиях по ТМ.
Дягилева Л.А.